Главная

 

О бисере…..

Самые древние бусы, возраст которых превышает 40 000 лет, были найдены американскими археологами при раскопках в Кении, и их считают одним из доказательств того, что именно в Африке зародилось человечество. Ученые полагают, что, придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Бу­синка — безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Бусы могут быть только знаком, символом — а это начало культуры и духовности. Так это или нет, но, во всяком случае, всегда и всюду людей сопровождали бусинки.

По бусинкам, обнаруженным при раскоп­ках древних поселений или захороне­ний, археологи датируют свои находки, прослеживают экономические связи на­родов и торговые пути, выявляют этно­графические признаки культур, судят о нравах, вкусах и моде разных эпох. Сначала бусы изготовляли из костей, камней, семян, ракушек. Потом по­явились   металлические,   керамиче­ские, стеклянные и, наконец, пласт­массовые. Бусинки нанизывали на ни­ти  и  вешали  на  шею,   руки,  ноги, вдевали в уши, ноздри, веки, губы и другие части тела. Бусами украша­ли ритуальные предметы, домашнюю утварь, одежду, оружие, элементы ин­терьера.

Изделия, выполненные в разные вре­мена представителями разных народов, сильно отличаются друг от друга мате­риалами, цветовыми решениями, рисун­ками. А вот в технике исполнения много общего.

             Ажурные сетки из бисера, жемчуга или пиленого перламутра часто использовались при создании деталей традицион­ного русского костюма, но не менее россиян преус­пели в низании сеток народы далекой Индонезии. Если даже в те далекие времена, когда люди жили разрозненно, бы­ло столько общего в приемах работы с бусинами, то сейчас,

когда идет активный обмен информацией и опытом,  не всегда удается по внешнему виду определить национальную принадлеж­ность того или иного современного изделия. Мастера развива­ют свои традиционные виды рукоделия и охотно, творчес­ки осваивают приемы, пришедшие из других стран. Так, индейцы и коренные народы Африки издавна исполь­зовали в изделиях низанные из бусин цепочки с цве­точками и цепочки «венок», а теперь они очень популярны у молодежи цивилизованного мира в том числе и России.

Используемый  материал сейчас не всегда подскажет проживает автор той или иной работы: в магазинах можно купить и чешский бисер, и восточные бусинки-амулеты тем  не менее при выборе материалов и сочетаний цветов, при создании формы рукотворных изделий все мы — кто осознанно,  а  кто  подсознательно  опираемся    на    вековые    традиции и опыт своего народа.

В старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изго­товления бусин использовали камень, металл и т.д. Уникальными являются бусины из костей мамонта, найденные в Сибири и не встречающиеся больше нигде в мире. Стеклянные бусины появились на Ру­си уже в домонгольский период. Сла­вяне в I тыс. н. э. вообще были знако-стеклом только по украшениям:

бусам и подвескам. Арабский писатель X века Ибн-Фодлан. рассказывая о жизни зажиточного росса, пишет, что русские жены носят богатые крашения, очень лю­бят зеленый бисер и дорого за него платят. Среди бусин  найденных при раскопках на территории Древней руси, встречаются как привозные — сирийские, византийские и египет­ские, так и местные. Бусинки древнерусского про­изводства отличались от привозных цветовой гам­мой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, би­рюзовые,   желтые.   Как  правило,   это   бусы  среднего размера, из прозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы. Первые на территории Руси сте­кольные мастерские появились в XI веке в Киеве. В них произво­дили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, да и обучали русских людей ремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалось влияние Ближнего Востока, Визан­тии. Но скоро произведения русских мастеров приобрели осо­бые, самобытные черты. По некоторым свидетельствам, их работы не уступали по качеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Ря­зани и других городах.

Древняя Русь — царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости,  глины,  бронзы,  серебра,  золота. Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов изве­стно, что уже в XI веке одежду украшали жемчужной вышивкой.  В Переяслав­ской летописи, относящейся к этому времени,   описан   сон  древлянского князя Мала. Привиделось ему, будто княгиня Ольга подарила ему шитую жемчугом одежду: «порты многоценны червлены, все жемчюгом изсаждены». После  монголо-татарского   нашест­вия, прервавшего развитие ремесла на Руси, стеклоделие возрождается сначала на территории современной Украины, а затем и России. В Средние века в России, особенно на севере, в качестве бусин широко ис­пользовали кусочки перламутра и реч­ной жемчуг, который в большом количе­стве добывали в реках. Эти красивые ма­териалы   были   доступны   всем   слоям населения. Их применяли для отделки на­рядного платья (как женского, так и мужско­го) и головных уборов, для изготовления оже­релий, серег и т. п. Широко использовали жем­чуг и для отделки церковных облачений, утвари, для украшения переплетов книг и окладов икон. Из жемчуга и перламутра низали густые сетки: ши­рокие ожерелья, спускавшиеся на лоб поднизи жен­ских головных уборов, другие детали костюма. Вышивку выполняли, пришивая на ткань отдельные жемчужины или предварительно нанизанный на нить жемчуг. Фон оставляли свободным или вышивали нитками. В Псковской губернии кокош­ники украшали большими (размером с яйцо) шишками из жемчуга.

Привозной, очень нарядный бисер ценился высоко и нередко сосед­ствовал   в   дорогих   нарядах и в церковной утвари с дра­гоценными камнями, зо­лотом, жемчугом. Уклад в российских се­мьях, даже в богатых, не поощрял празднос­ти  и  способствовал развитию рукоделия, особенно женского. Иностранец      Петрей,   описывавший нравы Московского царства,   свидетель­ствовал, что художе­ственное    рукоделие было весьма распрост­ранено  среди  знатных женщин. Многие из них, сидя взаперти, дошли до та­кого мастерства в шитье жем­чугом, что перещеголяли иных швей,   и   рукоделия   их   вывозят в дальние страны.

В 1915 году в некоторых церквях еще храни­лись покрывала, ризы и другие принадлежности, выши­тые княжнами да царевнами в XIVXVI веках и преподне­сенные ими в качестве благочестивых вкладов. Не было зазорно и продавать изделия знатных мастериц. Из доку­ментов известно, что в 1677 году работы Дарьи Милославской были проданы во дворец. Жемчужное шитье достиг­ло своего расцвета в XVII веке. До середины XVIII века бисер только дополнял вышивку жемчугом, нитками, ка­нителью. Причем и в вышивке, и в низании по отноше­нию к бисеру применялись те же приемы, что и в тради­ционных русских изделиях из жемчуга. Петр I, в стремлении сблизить Россию с Европой, не только энергично внедрял европейские порядки, одежду, еду и прочее, но и поставил под наблюдение ино­странцев русских мастеров художественных промыслов. Древнерусское искусство с той поры замерло, отчасти со­храняясь только в удаленных от столицы, глухих уголках страны.

Ввоз бисера в Россию постоянно увеличивался, больше становилось и привозных образцов. Изделия из бисера того периода составляют гордость русского прикладного искусст­ва, несмотря на то что и материал, и образцы были иност­ранными. Даже в 1753—1768 годах, в период работы ломоносовской фабрики в Усть-Рудице, производи­мые на ней бисер и стеклярус составляли лишь небольшую часть используемого в России. В отличие от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоде­лие  было  домашним  занятием.  На продажу изделия производили в мо­настырях да изредка крепостные в небольших мастерских. В XVIII веке в работах знатных дам   появляются   новые   приемы, ведь бисер используется уже не в дополнение к жемчу­гу, а как самостоятельный ма­териал. Модными становят­ся сплошные вышитые би­сером картины, в которых заполнен  и  фон.  Правда, лица людей, как правило, не вышивают, а пишут мас­лом по холсту. В вышивках XVIII века снизки бисера располагают  вдоль  конту­ров рисунка,  подчеркивая бисерными «линиями» фор­му и  объем  изображаемых предметов. Позже распрост­раняется вышивка по счету, когда каждая бисеринка зани­мает свое место в рисунке, раз­битом на клетки, как при вышивке крестиками. На смену традици­онному русскому рукоделию пришло другое, иностранное, с другими мате риалами и приемами работы. В ХVIIIXIX веках еще крепко держался старинный уклад и в дворянских семьях, поощряющий художественные занятия девиц и дам. Необычайно популярно было и бисерное рукоделие, поэтому упоминания изделий из бисера, обычно предназначенных в подарок, часто встречают­ся в художественной и мемуарной литературе, в переписке того времени.

В начале XX века в Успенском соборе Москвы еще хранились собственноручные работы Екатерины II. Возможно, великая императрица принимала непосредст­венное участие и в вышивке знаменитого стеклярусного кабинета в Китайском дворце в Ораниенбауме. Вот как сказано об этом в описи: «Стеклярусная ком­ната с богатым цветным парадом, на стенах обои, вышитые Екатери­ной II». В усадьбах и дворцах бисером вышивали картины и украшали предметы обихода, вязали всевозможные чехлы крючком и на спицах, реже выкладывали картинки по воску, ткали на специальных станоч­ках. Низаные работы, столь широко распространенные у крестьян, среди «помещичьего бисера» встречаются редко. Аристократические вышивки выполнялись обычно по иностран­ным образцам. Схемы с российскими сюжетами мастерицы со­ставляли сами, иногда преобразуя по своему вкусу картинки из книг и журналов.

Сюжеты вышивок отражают популярные стили XIX века. В начале века был в моде сентиментализм — цветы, голубки, сердечки, урны, жертвенники. Для вы­шивок в стиле ампир характерны меандры, пальмы, колонны, амуры, античные сюже­ты, изображения богов. Отечественная война и победа над Наполеоном способ­ствовали росту патриотизма и попу­лярности армии. В вышивках появля­ются атрибуты войны, изображения воинов. В 30-40-х годах возник ро­мантизм: замки, рыцари, трубадуры, охотники, пастушки. Многие дворянки не только работали сами, но и обучали рукоделию крепо­стных. Мастерские в усадьбах способствовали распространению и развитию ремесел. После отмены крепостного пра­ва изготовление предметов народного ис­кусства из сферы домашнего производства переходит в ремесленное. Это относится и к бисерным работам.

Кустарные мастерские в деревнях стали источни­ком дохода для крестьян. В 1891-м неурожайном году тульская помещица С. А Мионкжалг в деревнях своего име­ния организовала мастерские, в которых крестьянки изготовляли цепочки и другие украшения из бисера. В работе принимали участие девочки с 6 лет. Самые младшие нанизывали бисер на нитки, подготав­ливая его для старших работниц. Эти работы были настолько выгодны крестьянкам, что в окрестных деревнях появлялись все новые мастерские. Перед организатором промысла Ильинской встало множество проблем: при­обретение материала, выбор моделей, сбыт продукции. Ильинская сама со­ставляла схемы, определяла расход бисера, покупала все материалы. Работала она практически без выгоды для себя. Но оборотных средств не хватало, хотя спрос на бисерные изделия и был, особенно за границей.

Несмотря на искреннее желание помочь крестьянкам заработать деньги, приходилось отказывать в работе некоторым из них, оставляя в мастерских лишь са­мых способных, аккуратных. Были среди крестья­нок  и  талантливые,  творческие  работницы. Они сами придумывали рисунки, новые при­емы низания и декоративные элементы. По­добные   мастерские   были   организованы в Тверской, Московской губерниях. После 1917 года работа кустарных мастер­ских, использующих импортный матери­ал и сбывающих продукцию за границу, стала невозможна. Уклад жизни резко изменился, женское рукоделие потеря­ло свою былую популярность, став да­же признаком мещанства,  пережит­ком прошлого. Наверное, именно эти обстоятельства и в 20-х, и в 80-х годах XX века позволили российским авто­рам книг о бисерных работах писать: «бисерные рукоделия — явление, ото­шедшее в область истории», «время бисера ушло безвозвратно». К счас­тью, они ошиблись. Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популяр­на работа с бисером. И это не только молодежные фенечки. Многие масте­рицы творят из бисера чудеса — велико­лепные картины, роскошные украше­ния, нарядные бытовые мелочи. Навер­ное, мы устали от того, что нас окружают вещи массового машинного производства, хочется чего-нибудь особенного, рукотвор­ного, хранящего частицу души мастера.

 
Boosra Shop 2006

Hosted by uCoz